Что будет с дворовыми псами после сноса частника?
Реки крови льются в Якутии и Забайкалье, где бездомные собаки растерзали женщину и загрызли семилетнего ребенка. Люди с ружьями и лопатами вышли на улицы, чтобы вершить самосуд. От рук мстителей погибают даже животные в приютах. Совсем свежая трагедия произошла в Астрахани, где позавчера дикая стая загрызла взрослого мужчину. В Кузбассе обстановка не настолько накалена – трагедий, слава Богу, пока не случилось. Но повсеместно встречающиеся дикие собачьи стаи – почти каждый день на повестке социальных сетей и СМИ. И, вероятнее всего, проблему в областной столице скоро обострит предстоящий снос частного сектора. В ближайшее время будет изъято и снесено более 300 домовладений. Во многих дворах живут уличные собаки. Жители снесенных домов разъедутся преимущественно по благоустроенным квартирам. А что будет с теми питомцами, которых хозяева не планируют забирать с собой? Пополнят бродячие стаи? Корреспондент «МК в Кузбассе» выяснил, как город и горожане видят решение этой проблемы.
Что станется с ними, цепными
Работа по сносу частника ведется серьезными темпами. Сейчас полным ходом идет проверка документов, оценка и выкуп жилья. Ликвидацию частных домов планируют начать в 2023 году. А значит, осталось меньше года на то, чтобы не ужасаться потом вдруг выросшему на улицах города числу бездомных собак, а решить этот вопрос заранее, превентивно.Администрация города эту проблему понимает и держит на предварительном контроле. «При выкупе домов будет учтено наличие у семей домашних животных, - пояснили в мэрии. – Беседуя с людьми, мы интересуемся наличием домашних питомцев и их дальнейшей судьбой. На личных встречах с главой города и его заместителями часть жителей выразила желание переехать в частные дома, взяв с собой питомцев. Еще часть приняла решение перевезти домашних животных в новое благоустроенное жилье».Конечно, среди тех, кто попал под снос, есть ответственные собаковладельцы. «У меня во дворе живет маленький дворянин по кличке Кузя, - рассказала жительница улицы Энергетиков Наталья Барсукова. – Ему уже больше 10 лет, само собой, я его не брошу. Заберу с собой независимо от того, куда перееду. Сейчас мы ждем результатов оценки. Вопрос, что будем покупать на озвученную сумму, пока открыт. Но вопрос о том, что будем делать с псом, даже не стоял – он переедет с нами».Многие из тех, с кем нам удалось пообщаться, понимают проблему и решают ее заранее. У кого-то заботу о собаках взяли на себя родственники. «В частнике живет моя пожилая свекровь, - рассказала кемеровчанка Татьяна Романенко. – После того, как будет снесен ее дом, пес Тузик поедет жить к нам. Мы сами живем в частном доме, территория позволяет. Переезд Тузика даже не обсуждался, он был принят по умолчанию. Муж только как-то обмолвился, что вольер во дворе наконец пригодится».Однако очевидно, что не все владельцы собак такие добропорядочные и ответственные. Кто-то, наверняка, пойдет по другому пути: найдет причины и аргументы, почему никак не может забрать своего цепного Шарика или Барбоса с собой на новое место жительства. И просто уедет, сняв с собаки ошейник, а то и вовсе просто бросит ее на цепи… Прогнозировать развитие ситуации сложно. Как не допустить массового попадания цепных псов на улицы города, пока не ясно – механизмов контроля над ситуацией нет. Но очевидно, что решение по данному вопросу у нас должно найтись уже сейчас, чтобы не бороться потом с неутешительными, а то и страшными последствиями.
Стерилизовать и чипировать
А перспективы понятны и очевидны – у Кемерова есть все шансы в ближайшем будущем прирасти сотнями безнадзорных животных. Частные приюты и передержки уже переполнены, а спокойно наблюдать за тем, как городские дворы наводняются собачьими стаями, получается все хуже. В социальных сетях и СМИ очень много обсуждений, страхов и ярлыков. Под постами и статьями на тему собачьих стай в городе – сотни комментариев. Общество в очередной раз разделяется на непримиримых ваксеров и антиваксеров, требующих радикальных решений и зоозащитников. Страсти кипят нешуточные. Мы собрали рациональные предложения горожан по решению судьбы собак из сносимого частника и по проблеме безнадзорных животных в областной столице в целом.Многие сошлись во мнении, что имеет смысл убедить жителей частного сектора уже сейчас стерилизовать и кастрировать своих животных, выделив на это средства из заложенного на переезд бюджета. А также в ходе оценки жилья провести опись с фото и видеосъемкой и обязательным чипированием, чтобы в случае, если собаку просто оставят на улице, иметь возможность привлечь к ответственности недобросовестных владельцев. Попалась бездомная собака на улице – отловили, просканировали, получили информацию о хозяине, животину изъяли или вернули владельцу, выписав ему штраф.
Имеет смысл заранее составить честный список тех владельцев, которые не планирует забирать с собой собак, и сейчас, пока есть время, приложить усилия к поиску для них новых хозяев. Например, объявить городскую акцию.Наша редакция готова выступить в ней посредником. Мы предлагаем хозяевам сносимых домов, которые не смогут по каким-то причинам взять в новое жилье свою собаку, связаться с редакцией «МК в Кузбассе». И мы вместе попробуем найти выход.
Во многом виноват закон
В целом по проблеме бродячих городских стай кемеровчане единогласны в том, что ее решение должно быть комплексным, а не однобоким. И начать нужно с доработки нерабочей и неэффективной законодательной базы.Кстати, после нескольких смертельных случаев вопросом бездомных собак озаботились на федеральном уровне. Так, председатель Государственной Думы Вячеслав Володин предложил ввести ответственность для чиновников на местах за случаи нападения бездомных животных и разработать меры поддержки гражданских инициатив, направленных на решение проблемы безнадзорных собак. А региональные парламенты уже направляют в госдуму предложения с просьбой вернуть практику безвозвратного отлова бездомных собак и эвтаназии агрессивных животных.Многие сейчас понимают, что появление бродячих собак на улицах города – это следствие безответственного содержания домашних животных в нашей стране, которое много и много лет ничем и никем не контролируется. Поголовное чипирование, регистрация, налогообложение, контроль за питомниками и введение ограничений для разведенцев – эти и другие очевидные меры могли бы повысить уровень ответственности собаковладельцев, но сегодня в нашей стране это фикция. А пока не начнут работать эти и другие механизмы, суровость любого закона будет, как водится, компенсироваться необязательностью его исполнения.Процесс воспитания ответственного собаковладельца – вопрос не одного дня и даже, увы, не года. Законодательные изменения и корректировки – тоже не столь оперативны, как хотелось бы… Времени ждать уже нет. И что делать сейчас? Кемеровчане предлагают городским властям как можно скорее озаботиться вопросом создания полноценного муниципального приюта. Но не для бессрочного содержания попавших туда животных, а их временного пребывания для поиска прежнего или нового хозяина. Животное в муниципальном приюте не может находиться пожизненно, иначе приют захлебнется, что и происходит сейчас с существующими частными приютами и передержками, которые просто не справляются с огромным потоком бездомышей. Значит, поголовного пожизненного содержания пока, увы, быть не может. По такой схеме работают европейские приюты для животных. Собак, психика которых нарушена, а агрессия подтверждена специалистами-кинологами, а также тех, кого не удалось вернуть хозяевам или пристроить в новый дом в отведенное достаточное время, гуманно усыпляют, а не выпускают обратно. И, пожалуй, главное. Не стоит перекладывать решение проблемы на кого-то другого. Сейчас самое время обратить внимание на уже существующие приюты, посмотреть на сложившуюся ситуацию и задать себе вопрос: чем могу помочь я? Не ханжествовать, не нагнетать, не забалтывать, а просто взять и помочь…
Источник: МК в Кузбассе